Bent Festival - своеобразная Мекка для всех Curcuit Bent-щиков, изготовителей самодельных электронных музыкальных инструментов, звукохакеров и саунд-испытателей. Ежегодно десятки музыкантов и конструкторов со всего мира съезжаются в Нью-Йорк, чтобы пошуметь, показать свои инструменты и обменяться идеями, держа в руках паяльники.
Я очень давно слышал про этот фестиваль, но не мог и мечтать о том, чтобы принять в нём участие. В итоге получился очень непростой, но зато крайне интересный trip...
Сперва коррективы, грозившие полным провалом всей затеи, внёс непроизносимый исландский вулканический выпердышь, порализовавший самолётолетание над Европой и частью Атлантики - два дня перед вылетом следил за сводками погоды и табло прилётов-отлётов, но Delta исправно летала. Я спокойно поехал в аэропорт, прошёл кучу контролей со своим дико-подозрительным скрабом, состоящим из 14 самодельных синтезаторов, контроллеров и тд + кучи проводов и всяких причиндалов... рейс отменили за 30 минут до вылета. Улететь я смог только спустя 2 дня - многие участники феста из Европы так на него и не попали.
Улетев 19-го апреля вместо 17-го, я потерял всего 2 дня и полностью успел на все дни фестиваля (даже с запасом).
Основная дата его проведения – уикенд с 22 по 24-ое, но предварительные мероприятия начались уже 20-го апреля с лекции немецкого перформера, конструктора и историка синтезаторов Дерека Хольцера (Derek Holzer). Он рассказывал об истории и принципах синтезаторов, построенных на различных преобразованиях света в звук - условно «оптические синтезаторы». Надо отдать ему должное - вещал и показывал он очень здорово, особенно если учесть, что 80% всех работ в этой области было выполнено русскими (советскими) учёными и инженерами, которых он, в отличие от принятой на Западе тенденции занижать заслуги наших умов, не только не ругал, а наоборот, воспевал и высказывал желание приехать наконец в Москву поиграть на синтезаторе АНС (на этом аппарате Э. Артемьев делал музыку к фильмам «Солярис» и «Сталкер»). Наличие меня как представителя русской нации и постоянно поддакивающего Дереку в течение лекции субъекта посеяло в умах американских господ сомнение в их тотальной гиперкрутости в синтезаторостроении. Естественно, большинство материалов о русских инженерах, включая уникальные видео-файлы, были получены лектором от Андрея Смирнова из московского Термен-Центра.
У Дерека очень интересный сайт, рассказывающий как о нём самом, так и об истории «оптических синтезаторов» и «рисованом звуке».
21-го апреля состоялся preBent - камерное мероприятее, на котором выступали участники прошлых фестивалей Bent. В этот день меня абсолютно поразил перформанс Лесли Флэниган (Lesley Flanigan) - хрупкая девушка с красивым голосом, умело оперирующая самодельными деревянными резонаторами, в которые установлены динамики и микрофоны - true feedback girl! - вот видео с её перформансом на Bent 2009.
Помимо выступлений и лекций, фестиваль также включал в себя мастер-классы и воркшопы по бендингу и DIY – при этом были как очень простые мастер-классы - для начинащих, всего на пару часов, так и весьма длинные - по 6-7 часов для продвинутых бендеров. Ни в одном из них я не принял участие, так как не успел записаться, а места были ограничены... Полный список всех прошедших мастер-классов есть на сайте фестиваля, и в целом они делились на две категории: 1 - забендить какую-нибудь ерунду (для начинающих) и 2 - собрать KIT. Не скажу, что мне что-то из этого было интересно сделать, так как особо новых тем для меня в большинстве проектов не было. Тем не менее я бы хотел отметить один workshop, предлагавший собрать действительно интересный и необычный инструмент - Peter Edwards aka casperelectronics: The Benjolin. Весьма дорогой воркшоп стоимостью 150$, но послушав Benjolin, я убедился, что он действительно того стоил, а купить его невозможно, потому что создатели распространяют его только через мастер-классы. Подробнее об этом Benjolin.
Кроме тога, на фестивале было несколько весьма интересных инсталляций, в том числе интерактивных. Особенно мне понравилась работа Брендена О'Коннелла (Brendan O'Connell) Listening Piece for a Selfish Ensemble. Она представляла собой паутину из множества проводов, натянутых между четырех столбов. Все провода были подсоединены к большой плате с кучей операционных усилителей, а зрителям выдавались небольшие устройства с динамиком и антенной. Подставив к уху, их нужно было использовать для бесконтактного прослушивания сигналов, идущих по паутине - круть!!! (шумная круть!!!)
В плане подбора участников стоит похвалить организаторов - они смогли собрать большое колличество музыкантов и проектов, так или иначе связанных с DIY и circuit bending, но при этом из абсолютно разных жанров, сред и категорий. От почти академических и театральных исполнителей до панков, поп-нойзеров и техно-фриков. Получилась крутая солянка из множества разных проектов, интересно перетасованных по дням таким образом, что каждый новый перформер ещё больше дополнял обширный фронт культуры DIY электроники.
Приятным оказалось практически полное отсутствие тыкающих в компьютер персонажей - из примерно cорока проектов, игравших лайвы, яблоки светились не больше чем у 3-4-х, гнавших по сравнению с общей массой лайверов чухонскую ересь. Эти неТРУ персонажи постоянно подвергались воздействию косых взглядов пропахших канифолью бендеров. Вообще на фесте чувствовалсь реальная альтернативность мейнстримовым тенденциям в электронной музыке - много разных проектов, все с самодельными инструментами, необычная музыка и (электро)энергия исходящей от исполнителей.
Конечно, далеко не каждое выступление можно было назвать выдающимся, однако ряд перформеров просто взорвали мои мозги. Я давно хотел лично познакомится с Питером Эдвардсом (Peter Edwards) - много лет слежу за тем, что он делает. Оказывается, Питер ещё и отличный перформер, из всех выступавших у него, наверное, был самый маленький сетап - всего пара DIY приборов, при этом он 40 минут выдавал мощные дроновые темы (возможно, его секрет был именно в том самом Benjolin, который он использовал).
Естественно, такой фест не может состояться без представителей страны восходящего солнца - японец Адачи Томоми (Adachi Tomomi) полностью соответствует образу сумасшедшего электро-камикадзе, плотно закрепившегося за всеми азиатскими бендерами. В некоторые его девайсы были встроены датчики движения (световые и гироскопы) - он их держал в руках и при этом дёргался, как червяк на сковороде!
Кроме того, Дерек Хольцер, о лекции которого я уже писал выше, удивил невероятно красочным и нестандартным выступлением - его оптические и световые машины выгодно и эффектно смотрятся на сцене (множество фонариков, мигалок, крутящихся на электромоторах прозрачных дисков, фотовспышек). Он разместил их на световом проекторе, в котором использовал цветные плёнки-фильтры, создав невероятный визуальный ряд.
Также понравился концепт итальянского проекта Action Potential - они облепили танцовщицу кучей датчиков, реагировавших на мышочные тонусы и подключённых к DIY синтезатору. Таким образом получилось некое соединение современной пластики с экспериментальной электроникой - выглядело весьма эффектно.
В целом, должен отметить высокий уровень исполнения большинства аппаратов, на которых выступали перформеры, причём это относится как к электронной начинке аппаратов, так и к дизайну. Абсолютно всех превзошёл Gennon и его Toy Volcano.
У некоторых проектов был настолько продвинутый инструментарий, что это даже немного обламывало - становилось непонятно где DIY, а где что-то от KORG. Конечно, это демонстрирует высокий уровень их создателей, но немного лишает смысла - зачем делать то, что можно купить в магазине, - с такими навыками можно сделать гораздо более необычные вещи...
Запомнился столик, на котором любой из участников мог что-то выложить на продажу - от дисков до самодельных аппаратов (прикупил себе кучу винила с дичайшими шумами и пару circuit-bent девайсов). Чтобы не приезжать на фестиваль с пустыми руками, я изготовил вот таких Russian style нойз-матрён -
Все тексты и изображения являются собственностью проекта, если иное не указано в материалах.
Любое полное или частичное использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации проекта.