16 мая в московском клубе "Шанти" выступит музыкант из Голландии Йорис Воорн. Артист приежает в столицу в рамках мирового тура, посвященного выходу его микса в серии "Balance". Читателям 44100Hz Йорис рассказал о своем отношении к Детройту, голландской электронной сцене, разным видам музыкальных носителей и многом другом...
44100Hz: Ты много играешь на фестивалях. Какие площадки предпочитаешь - многотысячные рейвы или уютные небольшие clubs?
Joris Voorn: Мне нравится и там и там – это совершенно разная энергетика. На многотысячном мероприятии нельзя опускаться в какие-то музыкальные глубины, но там есть свои плюсы – удивительно наблюдать, как такое множество людей одновременно вскидывает руки вверх в какие-то особенно яркие моменты. Отличный пример того, когда коллективная энергия тысяч людей идёт в нужное русло, это фестиваль Wire в Японии. В маленьком клубе ты можешь отправлять своих слушателей в музыкальное путешествие – это всегда более интересно с артистической точки зрения. Играть для искушенной и внимательной аудитории – определенный вызов, непростая задача, но и удовлетворения получаешь больше. Кроме того, очень важно, что в небольших клубах у тебя есть визуальный контакт с теми, для кого ты играешь.
44100Hz: Удается ли тебе посмотреть города, в которых ты играешь, пропитаться атмосферой, или это марафон в режиме "самолет – отель – клуб – самолет"? Есть ли у тебя какие-то любимые уголки планеты?
Joris Voorn: Увы, обычно всё происходит именно по такой схеме – удаётся посмотреть разве что клуб и отель, где я останавливаюсь. Но если появляется шанс, я всегда стремлюсь увидеть как можно больше – очень надеюсь посмотреть Москву, я прилетаю к вам за день до выступления. Мои любимые города – Париж, Нью-Йорк и Токио, всякий раз стараюсь задержаться там как можно дольше.
44100Hz: В твоей музыке легко проследить влияние детройтского техно. Что ты почувствовал, когда побывал в этом городе и выступил на фестивале DEMF? Город моторов действительно обладает какой-то особенной аурой?
Joris Voorn: Детройт на самом деле город очень интересный, но и очень печальный. Когда гуляешь по даунтауну, понимаешь, как тяжела жизнь в этих местах. Центр города опустошен – ни единого признака жизни. Именно стремление каким-то образом вернуть в город жизнь двигало людьми, которые сочиняли ту футуристическую музыку, которую мы сейчас называем детройтским техно. Я выступал на DEMF в 2004-м и 2008-м, и это было восхитительно, аудитория там очень благодарная, и повсюду вокруг ты чувствуешь музыкальную историю.
44100Hz: Что за человек Йорис Воорн в повседневной жизни? Что тебя интересует помимо музыки, на что ты тратишь свободное время?
Joris Voorn: Сейчас практически всё моё время занято работой – выходные я провожу в разъездах, в будние дни пишу музыку и занимаюсь делами своих лейблов. Вечера люблю проводить в городе, хожу с друзьями в рестораны или, наоборот, готовлю что-нибудь сам и приглашаю гостей. Хотелось бы уделять друзьям куда больше времени, но это чертовски сложно. В дороге я много читаю – книги, газеты… Надо же как-то следить за тем, что происходит вокруг!
44100Hz: Что тебя вдохновляет на написание музыки – путешествия, кино или, может быть, та музыка, которую ты слышишь?
Joris Voorn: Да, музыка других артистов часто служит источником вдохновения – техно вряд ли, а вот другие жанры дают массу свежих идей. Есть эффект того, что аппетит приходит во время еды – идеи появляются, когда я прихожу в студию и начинаю возиться с плагинами, синтезаторами и драм-машинами, а сейчас всё чаще еще и с гитарами. Ничто так не вдохновляет, как сам эксперимент.
44100Hz: Сейчас все повально переходят от использования "железных" синтезаторов на "софт". Ты тоже следуешь новым веяниям или остаешься верен настоящим машинам? В чем для тебя разница между софтом и железом?
Joris Voorn: В настоящее время около 95 % моей музыки создается на программных синтезаторах. Вокруг у меня по-прежнему валяются старые "Роланды", но сейчас они всё больше собирают пыль, а не издают звуки. Я использую NI battery 3, Omnisphere, Ableton Live и все плагины от Universal Audio. Еще я иногда сам записываю живую перкуссию при помощи микрофона AKG 414. А разница между софтом и железом в том, что на "настоящем" синтезаторе у тебя есть кнопки и ручки, которые дают больше простора для управления им в реальном времени. Программные синтезаторы все же более статичны, ими управлять гораздо сложнее.
44100Hz: В то время, как танцевальная музыка становится все более цифровой и минималистичной, в Голландии по-прежнему очень сильны ретроградские настроения – на лейбле Delsin выходит много музыки в духе старого Детройта. Alden Tyrell, Legowelt и другие artists из Гааги очень любят итало-диско и старое электро. Чем бы ты объяснил эту тенденцию? Твоя музыка тоже вписывается в этот ретро-тренд?
Joris Voorn: Да, все, о ком ты говоришь, выпускают отличную музыку, но сейчас я, пожалуй, в этот тренд уже не вписываюсь. Эти ребята остаются свято верны тому звучанию, которое выбрали 10 или 15 лет назад, а я все-таки меняюсь. Моя музыка во многом мелодична, но ориентирована в первую очередь на танцпол. Послушайте, например, мой ремикс на трек Роберта Бабича “Dark Flower” или свежую пластинку "Dusty House EP". Для меня настало время уходить от классического детройтского техно в сторону других жанров – сейчас существует невероятное количество интересных оттенков звука! Я уже опробовал новые направления на миксе для "Balance" и буду экспериментировать дальше.
44100Hz: Есть ли вокруг тебя какое-то сообщество музыкантов – те, с кем ты вместе выступаешь, работаешь в студии, просто дружишь?
Joris Voorn: У меня масса друзей среди электронных музыкантов. Многие из них живут в Роттердаме и Амстердаме, с ними я вижусь чаще всего, но вообще они раскиданы по всему миру. Мы постоянно общаемся, делимся друг с другом новой музыкой через интернет, иногда вместе играем, что всегда очень приятно. А вот студийных коллобораций у меня практически не было, я всегда работаю в одиночку.
44100Hz: Ты предпочитаешь играть с винила или с цифровых источников?
Joris Voorn: Уже год, как я полностью перешел на цифру и мне это безумно нравится! Я могу запускать одновременно четыре трека, семпла или вокальных партии одновременно – это оставляет куда больше простора для творчества, чем две виниловые вертушки или CD-деки. Все треки заранее размечены, не происходит никакой рассинхронизации, что позволяет мне концентрироваться непосредственно на сведении и выборе треков.
44100Hz: Твой микс, вышедший в серии "Balance" очень эклектичен, многие треки совсем не похожи на то, что обычно играет в клубах. Стоит ли ждать от тебя чего-то подобного и на московском сете?
Joris Voorn: Микс "Balance" все-таки в первую очередь для того, чтобы слушать его дома, в айподе или в машине, это не клубная пластинка. В моих клубных сетах тоже есть некоторые схожие элементы, но то, что я буду играть в Москве, на сто процентов ориентировано на танцпол, кресла никому не понадобятся. Поскольку я играю с "цифры", у меня есть возможность сводить треки в той же манере, что и на диске, правда, несколько проще – как-никак я все делаю в реальном времени. Я с нетерпением жду выступления в "Шанти", встретимся там!
16 мая 2009, 22:00
"One Night Story"
Special guest: Joris Voorn (NL/Green) "Balance World Tour 2009"
Djs: Dol'shik, Magic B
Все тексты и изображения являются собственностью проекта, если иное не указано в материалах.
Любое полное или частичное использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации проекта.