Этот вопрос обсуждается давно, и в особенности среди профессиональных музыкантов, а с некоторых пор и дискжокеев. Прекрасно понимая, сколько копей уже сломано на эту тему, я все же решил осветить вопрос в своей колонке.
Еще до того, как цифровые технологии стали пригодны для диджейской работы, спор о преимуществах цифровой техники по сравнению с аналоговой уже шел полным ходом. Мои ровесники помнят первый компакт-диск, разошедшийся индустриальным тиражом и произведенный по полному цифровому циклу (DDD) - альбом Brothers In Arms группы Dire Straits (1985). В каком восторге мы были! Ничего не шипит, не гудит, не плывет, и (почти) на всех системах звучит, гм ... чистенько.
Но человеческий слух - инструмент обучаемый, и уже через несколько лет раздались первые возгласы разочарования. Возмущавшимися были "people с золотыми ушами", а именно - тонмейстеры классической музыки и джазисты. Эти ребята к качеству звучания всегда относились наиболее привередливо, и, будучи даже не в состоянии подкрепить свое мнение теоретически (наука считала тогда погрешности цифровой техники незначительными и неуловимыми для человеческого слуха), упорно держались за аналог - дорогой и громоздкий.
Тем не менее, "цифра" продолжила свое триумфальное шествие. Оказалось, что в нашей культуре удобство побеждает качество. Впервые представленный осенью 2001 года iPod не только совершил революцию в мобильном воспроизведении музыки, но и оптимизировал хранение и организацию записей.
Долгое время этот процесс не затрагивал диджейское ремесло. Несмотря на то, что в некоторых субкультурах пользовались DATами и CD, вся "серьезная" клубная жизнь начала 21-го века прочно ассоциировались с вертушками Technics SL1200. Уже появившиеся к тому моменту "профессиональные" CD-вертушки вызвали скепсис у профессиональных дискжокеев.
Одним из тех, кто с энтузиазмом стал пользоваться CD-деками, был Лоран Гарнье. Прекрасно понимая недостатки самого компакт-диска и воспроизводящей его техники, Гарнье в многочисленных интервью рассказал, какие преимущества "цифры" делают ее привлекательной в его глазах. Это быстрый доступ к свежему промо- и демоматериалу, а также возможность легко редактировать материал под свои концептуальные нужды: приклеить вступление, удлинить трек, изготовить диск-дубликат. Таким образом, цифровые технологии позволяли по-новому решать творческие задачи уже задолго до появления Final Scratch, Serato и других цифровых устройств нового поколения.
Современные цифровые системы привлекают целым рядом преимуществ. К 2005 году такие системы как Serato или Final Scratch избавились от своих детских болезней - задержек, плохо прописанных драйверов и так далее. Помимо возможности пользоваться традиционной техникой игры ("блины" с тайм-кодом позволяют сводить треки вручную так же, как и виниловые пластинки, причем на обычных вертушках), можно использовать любой материал и подгонять скорость независимо от тональности, специализированные контроллеры дают быстрый доступ ко всем важнейшим параметрам и эффектам, к тому же и диджейский багаж похудел сразу на дюжину килограммов. Рынок цифровых записей не только позволяет играть композиции, никогда не издававшиеся на виниле, но и дает возможность дешево приобретать огромнейшее количество музыки. Во многих странах виниловый диджей оказался на грани вымирания - пластинки стоят дорого, доставка почтой занимает время, а со временем винил еще и приходит в негодность. И вот мы наблюдаем, как заслуженные мастера, еще пару лет назад клявшиеся в вечной верности винилу, начинают пересаживаться на цифру.
Вместе с тем, недостатки цифрового формата пока никуда не исчезли. Цифровой сетап более капризен и может дать сбой. Подключая свой Serato к пульту в клубной темноте, легко ошибиться - иногда так, что твоя первая "пластинка" зазвучит задом наперед. Аудиофайлы часто имеют сомнительное происхождение, многие из них не подвергались профессиональному мастерингу. Любой, кто пытался оцифровывать любимые пластинки, убедился, что это не банальная задача - к тому же еще и трудоёмкая. Кроме того, неожиданно выяснилось, что быстро и надежно найти нужную песню не так-то легко: в то время как дискжокей старой школы одним взглядом на яблоко мгновенно находит искомую пластинку, "цифровик" вынужден пролистывать бесконечные списки с длинными названиями. Некоторые djs, столкнувшись с этим, вынуждены тратить много времени на подготовку своих сетов, собирая свою музыкальную обойму в виде крупных ярлыков с изображением соответствующих обложек. И, наконец, по-прежнему слышны нарекания на качество цифрового звучания: многие djs и меломаны сразу отличают "цифру" по колючим "верхам" и плоскому басу. Это можно сравнить с тем, как отличается кино, снятое на пленку, от видео- и телефильмов - любой из нас видит эту разницу. Как ни крути - хорошо изданный (а главное, не запиленный) винил по звучанию побьет мп3, и точка. Ну и, конечно, винилу (как и книге) присуща своеобразная магия: его можно подержать в руках, разглядывать яблоко, вспоминать о том, где и когда ты его купил, или кто тебе его подарил... или у кого ты его выпросил, в конце концов. А цифровая коллекция - всего лишь жестяная коробка, забитая сотнями гигов нулей и единиц.
Готовя эту статью, я изучал разные мнения - опрашивал друзей-дискжокеев, читал блоги и articles. Сколько эмоциональных мнений и оценок! Вот - сноб, который ничего, кроме винила, не признает никогда. Вот - юный выскочка, посылающий сноба подальше. Вот - виниловый диджей со стажем, который начал играть на Scratch Live: "Ты же понимаешь - трудно предположить, что я не смогу свести две пластинки, я ведь делал это годами..." Никто не сказал, что собирается выбросить свою виниловую коллекцию. Никто из тех, кто пересел на Serato, Final Scratch или Traktor, не стал ругать свое новое приобретение. Некоторые продолжают настаивать на том, что только винил - настоящее, а все остальное не катит. Но, положа руку на сердце: ты уйдешь только из-за того, что у артиста компьютер вместо благородного "Техникса"? Главное, чтобы интересно было слушать твоё выступление - вот, пожалуй, напрашивающийся вывод.
Тут мы подошли к самому интересному. Компьютер может изменить сам формат диджейского выступления, стереть грань между лайвом и диджейским сетом. Впервые я увидел это собственными глазами в Сантьяго-де-Чили во время выступления нашего приятеля Capri - известного аргентинского музыканта и дискжокея. Ариель (так его зовут по паспорту) исполняет диджейсеты с помощью программы Ableton Live. Оказывается, не будучи создан именно для этой цели, Ableton позволяет легко и удобно соединять диджейский материал (композиции других музыкантов) со своими собственными, а также c их частями. Специально заготовленные кольца, аккордные секвенции, басовые линии и даже записанные специально для конкретного микса вокальные фразы оконchatельно смывают грань между диджей-сетом и лайв-выступлением. Разумеется, Ableton Live позволяет также легко интегрировать MIDI (для управления внешними устройствами) и специально адаптированные для этой программы контроллер-боксы.
Так что же нам готовит будущее? Цифровая техника продолжает развиваться, а падающий спрос на винил не только удорожает его производство, но даже угрожает дальнейшему существованию винилового рынка. Казавшиеся непотопляемыми крупные виниловые дистрибьюции жалуются на неуклонно падающие продажи (в тот момент, когда сдавался материал, пришла новость о банкротстве дистрибьюции Neuton). Легендарный Ричи Хотин, являющийся совладельцем системы Beatport, проводит столь агрессивную коммерческую политику, что даже коллеги по диджейскому цеху обвиняют его в преднамеренном убийстве винила. Наконец, критика черных пластов слышна и с совсем неожиданной стороны: от природоохранных организаций. В частности, Гринпис призывает к полной ликвидации винилового производства и использования его продуктов ввиду очевидной вредности PVC (поливинилхлорида) как такового. Джазисты с золотыми ушами, столкнувшись с прекращением производства магнитной ленты, пересели на систему Radar и пишут высокоразрядные файлы с частотой дискретизации 192 килогерца.
Как бы мне хотелось, чтобы винил жил вечно! Но теперь я почти уверен, что уже недолго осталось до тех времен, когда вечеринки с настоящим винилом будут называться не иначе как "oldschool revival" или "vinyl retro", а международная аббревиатура "DJ" будет ознаchatь лишь одно: Digital Jockey.
9 декабря 2008
Рейтинг: Ваша оценка
Пожалуйста, авторизуйтесь
[введите ваш логин и пароль]
для участия в голосовании!
пока есть крутаны винил будет жить. когда они исчезнут исчезнут и заветные пластинки. это не произойдёт слишком скоро. крутые labels закрываются и становются цифровыми, но открываются новые виниловые labels и не так уж мало и тоже крутые. так что всё ок., а диджитал джокей, тем более в хаус культуре, это провал!!
винил будет жить! скоро перестанут выпускать разнообразный шит на виниле и издатели начнут более скрупулезно отслушивать промо-материал.
соответственно, винила станет меньше выпускаться, стоить он будет дороже, но он будет сплошняком слушательно-танцевальный, отборный!
МАКСИМ, САМ ОБОЖАЮ ВИНИЛ. НЕДАВНО ВСЁ-ТАКИ ВЕРНУЛСЯ К НЕМУ. СПУСТЯ 15 ЛЕТ ПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОЙ. НЕТ НИЧЕГО ЧИЩЕ И ПРИЯТНЕЕ ВИНИЛОВОГО ЗВУЧАНИЯ. ДАЖЕ ПОСКРИПЫВАНИЯ И ПОТРЕСКИВНИЯ ПРИНОСЯТ НЕСКАЗАННОЕ, ОСОБЕННОЕ УЛОВОЛЬСТВИЕ. СЛУШАЮ ВИНИЛ, КОТОРЫЙ НЕ ТРОГАЛ 15 ЛЕТ. ПОКУПАЮ НОВЫЕ ПЛАСТЫ. ПРИХОДИТСЯ ДЕЛАТЬ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ЧЕРЕЗ ИНЕТ, ПОСКОЛЬКУ ДАЖЕ СЕЙЧАС И ДАЖЕ В МСК НЕВОЗМОЖНО НАЙТИ НОВИНКИ ЭЛ. МУЗЫКИ. ОБОЖАЮ ПОСЛЕ РАБОТЫ ПОСТАВИТЬ ЧЁНИТЬ ХОРОШЕНЬКОЕ, СЕСТЬ В КРЕСЛО, НАЛИТЬ КОНЬЯК И.. ЭТО УЖЕ ПОЧТИ РИТУАЛ))
ТУТ ПО ССЫЛОЧКЕ МОЖЕТЕ УВИДЕТЬ МОЮ НОВУЮ ВЕРТУШКУ PROJECT. http://rutube.ru/tracks/909596.html?
v=6b840caaa2fa0d9fe15f33fe15f4327f
ИТОГ: ЦИФРА ХОРОШО, А ВИНИЛ - ОН "ЖИВОЙ".
на мой взгляд, все-таки главный минус винила это то,что нельзя делать собственные компиляции :( допустим,понравился один трэк на всей пластинке,а придется покупать все целиком . .
и еще,не было ничего сказано по поводу "экспертной" оценки звучания серато.. сам слушал не раз, вполне хороший звук. а что по этому поводу говорят профессионалы?
Итак, довожу до сведения мнение экспертного сообщества:
"Мп3-формат по сравнению с аудио-файлом-мастером, то есть последней стадией редакции музыкального произведения самим артистом, обнаруживает потерю качества звука и самой звуковой информации. Это свойство данный формат разделяет с любым аналоговым носителем, таким как винил. Винил вообще имеет серьезные ограничения (басс должен быть строго в моно, а верха передаются слабее и поэтому требуется специальная компенсация в фонокорректоре. Поэтому Мп3-файл с высоким битрейтом звучит предпочтительней виниловой пластинки с тем же материалом."
Вывод: главный бич Мп3 djsнга - в сомнительном происхождении той или иной записи. Покупайте музыку в признанных онлайн-магазинах. Если оцифровываете винил самостоятельно, то разберитесь сперва, как правильно это делается.
Какой смысл размещать бас в стерео, если он практически не локализуется человеческим слухом на большой громкости? Звучание для бас-партии по центру - традиционно, а главное комфортно для прослушивание. С верхами действительно подстава, но лучше зашоренный верх винила, чем режущий в цифре (субъективно) Задача верхов приближать к слушателю фонограмму, и делать ее разборчивее, что в условиях клуба на большой громкости это не очень актуально, а на больших площадках его все равно съест толпа и на задних рядах это почувствуют. В конце концов низы на танцполе предпочтительнее.
По поводу баса - готов согласиться. Все дальнейшее - неубедительно. Чтобы преимущества винила передать, нужен качественный (и дорогой) тракт, причем за ним нужно ухаживать. Я регулярно делаю мастеринг виниловых миксов, и все время слышны перекосы между каналами - от одной иглы один перекос, а от второй - другой. Часто ли в клубах меняют иглы? Фонокорректоры в диджейских пультах недорогого класса - просто кошмар. Что касается режущих верхов на цифре, то (по крайней мере, сегодня) это плохо сведенные (и отмастеренные) исходники и дешевые АЦП. Кстати, уже во всю продаются пульты с цифровыми входами...
Кстати, раз уж наша дискуссия вступает в горячую фазу, хочу уточнить: это моё личное мнение (Максим Милютенко). Мой друг и коллега Антон Кубиков придерживается (почти) противоположного мнения...
Надо сменить мне логин, а то я тут под Кубиковским вещаю... Прости, Антоха )
unknown 21|12|08
Дорогие друзья, а как же дизайн? Ведь оформление пластинки это целый культ(для меня покрайней мере). Да и сам подход к музыке совершенно другой, к винилу он всегда более осмысленный(пластинка ценее файла как не крути).
Полностью согласен с мнением, что в данный момент с рынка винила уйдут лузеры, дав тем самым жить нормально проверенным легендарным и достойным новым лейблам.
А вид диджея с одним компьютером лично меня действительно огорчает и я не могу воспринемать сведение в аблетоне, ведь оно механический ровное.
Вообще статья очень важная.
Peace!
unknown 23|12|08
Соглашусь с автором articles, что для тех кто разделяет любовь к винилу, вскоре придется остаться наедине
со своим увлечением. Время идет вперед, думаю что точку в этом вопросе поставит танцпол, когда
станет понятно, что уже никому не важно - на чем вы играете. Вот тогда придется уважающему себя человеку пересмотреть свои взгляды, как это ни грустно и перейти в цифру. А заветное звучание вкушать наедине с коньячком или в узком кругу понимающих этот звук (или культуру, - кому как угодно) людей. Заметьте, процесс не зависит от количества существующих виниловых лэйблов. А ведь мы еще вдобавок и мыслим по-старому, растет другой интеллект, весь в миниатюре и "нанотеке", там не остается места винилу, жаль. Но это - жизнь.
unknown 24|12|08
Label Hello? Repeat сообщил, что, не смотря на кризис, продажи идут прекрасно, лейбл Minibar также супер успешно реализует свои пластинки, а переиздание всего списка лейбла Perlon полностью распродалось за НЕДЕЛЮ!! Причем надо заметить, что эти конторы прекрасно себя чувствуют без всяких цифровых дистрибьюций.
Так что все дело в музыке, а лучшие представители электронного клубного направления как выходили на виниле, так и продолжают это делать.
Рано хороним господа)
да уж, побеждает удобство и скорость, но думаю, останутся и меломаны и винил, главное что бы музыка была нужна кому-то еще, а то за этими технологиями сил на восприятие музыки иногда не остается
Как бы там ни было, речь идёт в первую очередь, об отношении к музыке, о чём и тревожились "золотые уши" Конечно они сделают формат диска, на котором помешается всё великолепие частот и другого. Всё будет хорошо, от ноу хау, ещё не кто не умирал, только процветал. Как были хорошие artists, так они и будут всегда, в месте с другими, не такими золотыми ушами...
Ваш комментарий
Пожалуйста, авторизуйтесь [введите ваш логин и пароль] для создания комментария!
Все тексты и изображения являются собственностью проекта, если иное не указано в материалах.
Любое полное или частичное использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации проекта.