Твоя страна никогда не была центром disco в 70-80-е годы. Тем не менее сейчас все говорят о норвежской nu disco волне. Как ты можешь это объснить? Действительно ли эта музыка популярна у вас – по крайней мере в клубном сегменте?
Сегодняшняя disco сцена в Норвегии зародилась под влиянием английской в середине 90-х, благодаря таким людям, как Idjut Boys и Groove Armada. Норвежские продюсеры Rune Lindbæk и Bjørn Torske заложили основы той музыки, которая со временем смешалась с italo, techno, kraut, prog rock, Salsoul disco и сформировала ту разнообразную и процветающую музыкальную культуру, которую мы можем наблюдать сейчас. Я бы не утверждал, что disco у нас очень популярно – такие треки не входят в чарты, но определенно эта музыка имеет право на существование и находит отклик как у клабберов, так и журналистов. Согласитесь, это хороший показатель, когда вы приходите в полностью забитый клуб в
любой день недели в городе с населением 500000 человек – и там играет качественная музыка.
Последний альбом Diskjokke – En Fin Tid относят не только к disco, но и к progressive rock. Более того, твои работы иногда сравнивают с электронным творчеством Алана Парсонса (Alan Parsons). Находишься ли ты под влиянием progressive rock? И что сам считаешь своими корнями?
Альбом Парсонса I Robot просто снес мне голову примерно в 2005 году. Я накупил кучу пластинок, где на одной стороне есть disco версия, а на другой – prog rock. До этого я не часто обращался к такой музыке. Но услышав альбом, я заинтересовался именно progressive направлением в роке. Однако мне кажется, что я никогда не стану преданным последователем этого стиля в чистом виде. До сих пор не нравится творчество Todd Rundgren или Pink Floyd, на музыку которых молятся настоящие поклонники прогрессива. Но что-то я нахожу действительно интересным и привношу эту эстетику в свои треки, в частности, в свой последний альбом. Если говорить о корнях, Staying In полностью передает мой классический бэкграунд cкрипача с монофоническими мелодиями почти в каждой композиции. En Fin Tid уже более раскрепощенное проявление меня, когда гитара, синтезатор, барабаны накладываются друг на друга слоями и образуют песню.
Cовременная клубная музыка становится «жирнее» и агрессивнее – имеется в виду тенденция к перекомпрессованным басовым линиям и так далее. Твои же композиции абсолютно другие, деликатные и атмосферные. Попадал ли ты когда-нибудь в такую ситуацию, что танцпол пустел из-за того, что ты не играешь «клубный саунд 2010»?
К счастью, такое случается редко, потому что меня обычно не зовут на главные танцполы, где собирается разная публика. Я артист для сцены № 2 или даже 3 (если такая есть), где играю для людей, которые изначально сделали выбор не в пользу той музыки, о которой вы говорите. Правда, иногда во время живых cетов я чувствую себя ограниченным в возможностях контролировать танцпол, и бывали случаи, что я предпочел бы выступать как диджей: поставить house или prog rock трек в подходящий момент. В то же время на фестивале Benicassim ты не станешь раскачивать десятитысячную аудиторию каким-нибудь балеариком. В некоторых странах people более открыты к моей музыке, например, в
Италии, Бельгии, Великобритании. А вот в Германии, Австрии или Испании мне приходится попотеть…
Значит, твои диджейские сеты отличаются от лайвов?
За последние два года наш воскресный клуб Footfood в Осло стал очень популярен и собирает много людей. Хотя задумывали мы это место как бар, где djs могут пропустить по стаканчику пива в последний день недели. Это помогло мне выработать определенное отношение к house музыке. Так, сегодня я предпочитаю играть последним, когда people уже разогреты, могут выкривать что-нибудь подбадривающее и уходят в полный отрыв. Пару лет назад, к примеру, мое выступление было бы куда более сдержанным. Во время живых шоу я стараюсь исполнять всего по чуть-чуть, тогда как в диджей-сетах выдерживаю одну целенаправленную линию.
Твое музыкальное образование помогает при написании электронной музыки?
Я бы сказал, что оно больше отвлекает меня. Как я уже упомянул, я играю на скрипке. Это сольный инструмент. При продакшене необходимо чувствовать полифонию. Я же с 5 лет приучался к односложным мелодиям, аккорды были мне не знакомы. Поэтому на первых порах написание музыки отнимало у меня уйму времени, пока я не освоил фортепиано.
Что ты выбираешь – «железо» или программы? Какое оборудование используешь и есть ли у тебя любимый инструмент?
Выбираю и то, и другое. При этом есть куча хлама и среди железа, и среди программного обеспечения. Но мне повезло – у меня есть прекрасно оборудованная студия, в которой в зависимости от настроения я могу весь день cочинять партии на живых инструментах либо записываю полноценный драмсет нажатием клавиши и получаю быстрый результат. В этом вопросе я не принципиален – что работает и занимает меньше времени, то и подходит. Мои пристастия к тем или иным инструментам зависят от степени экспрессивности проекта – для легких, более воздушных композиций я использую DX7, для танцевальных – Teisco 60F. Но есть два устройства, которые я применяю всегда! Это дилей Electro-harmonix Memoryman и педали Boss BF-1. Обожаю их!
Расскажи о своем бэнде. Как возникла потребность в нем? Есть ли там место для импровизации или весь материал отрепетирован до ноты?
В ноябре 2007 года после выхода Staying In меня пригласили на большую сцену фестиваля Øya 2008 в Осло. Я озадачился, так как до этого никогда не выступал в таком качестве. Вместо того, чтобы двигаться вперед, я начал с движения в обратную cторону. Будучи «человеком-оркестром» в одном лице, я стал задумываться, как мою музыку можно разложить на партии для нескольких участников. Разобравшись в этом, я стал контактировать с людьми, о которых слышал много положительных отзывов и которые в первую очередь могли бы исполнить мой материал так, как я его чувствую, а не просто бы стали участниками какой-то там группы. В итоге наш «бойзбэнд» существует уже три года, мы больше чем просто группа, каждый из участников имеет право на редакцию. В составе: басист, барабанщик, гитарист, я на синтезаторе и, возможно, самый важный человек в нашей команде – инженер по свету.
Ты часто занимаешься ремиксами. Что для тебя идеальный ремикс? Какую цель ты преследуешь, когда берешься за трек другого музыканта? Есть ли работа, которой ты гордишься более всего?
Идеальный ремикс – это тот, в котором эссенция из оригинального трека становится еще более концентрированной и к ней добавляется фирменный саунд нового музыканта. Многие ошибочно полагают, что ремикс должен преобразовать самые слабые места изначальной композиции по формуле, уже отработанной ремиксером. Хороший ремикс должен стать синтезом творчества автора трека и человека, взявшегося за его вариант. И, конечно, в итоге слушатель должен чувствовать, что ремиксер находился
под сильным влиянием автора, но потом увел трек в сторону – и произошло что-то еще более невероятное. Этим я и руководствуюсь, когда пишу ремиксы. Пока самым удачным из всех считаю Lykke Li – Everybody But Me.
Твой ремикс для Bloc Party планировался как специальный сингл или как эксклюзив для твоей компиляции ремиксов?
Владелец Smalltown Supersound находился в Лондоне и на вечеринке поставил мой ремикс на трек Lindstrom – Breakfast in Heaven. Там же он встретил ребят из менеджмента группы Bloc Party и поитересовался у них, не хотят ли они пригласить меня в аналогичным качестве? Они согласились, а я был разбужен среди ночи звонком своего приятеля, который в полупьяном возбужденном состоянии выкладывал мне эту новость. Я, собственно, никогда не был фанатом инди-музыки, но осознавал масштаб этой группы и взялся за работу, даже не представляя, что она станет самой сложной за все годы моей карьеры. Пришлось потратить около месяца на ремикс, и в конечном итоге Bloc Party трек не понравился, они сочли его слишком грузным, с чем я частично согласен, не стали вклюchatь в альбом и разместили его только в некоторых блогах. Я, конечно, расстроился, но спустя некоторе время моему менеджеру пришла в голову блестящая мысль выпустить коллекцию ремиксов, там он и занял достойное место.
Label Smalltown Supersound, который ты только что упомянул, выпускает лучшую музыку в Норвегии от jazz до IDM. Как им это удается? Все дело в хорошей бизнес организации или независимом подходе при выборе артистов?
Smalltown Supersound – это организация в составе одного единственного человека – Joakim Haugland. Он основал лейбл и сам занимается поиском новых исполнителей. Единственное, что он доверяет PR-агентствам, это продвижение нового материала среди слушателей. Он отлично знаком с норвежской андеграунд сценой и в то же время никогда не подписывает на лейбл тех музыкантов, чье творчество ему не нравится. Так что catalog Smalltown Supersound полностью зависит от его личного вкуса, будь то jazz, IDM или что-то еще. Как бы я определил его бизнес модель? Он не решает за музыканта, как должна развиваться его карьера. Вместо этого он находит способ донести хорошую музыку до ценителей и всегда попадает в точку при выборе фестиваля или вечеринки, где лучше всего представить артиста. Через неделю после MIGZ мы вместе с Annie, Lindstrom и Mungolian Jet Set играем в берлинском клубе Watergate! Даже не сомневаюсь в том, что все будет круто!
Все тексты и изображения являются собственностью проекта, если иное не указано в материалах.
Любое полное или частичное использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации проекта.