С чем у вас ассоциируется Мексика? С чили, с текилой, с сомбреро, с горячими латинцами? Что ж, в этой стране намного больше интересных вещей и событий. Начнем с того, что Мексика является частью Северной Америки, наравне с США и Канадой. Здесь огромное количество пирамид, оставленных майя и ацтеками. Мексика отличается самым большим разнообразием животного и растительного мира. Пожалуй, только в Мексике есть праздник мертвых, когда people поют и танцуют на могилах своих родственников. Конечно, Мексика славится своей вкусной едой (fajitas, quesadillas, enchiladas, tacos), а недавно здесь были установлены музыкальные рекорды Гиннесса: самый большой в мире ансамбль народных певцов и музыкантов (мариачи), включавший 549 человек, выступил в мексиканском городе Гвадалахара. Кроме того, 29 августа этого года около 14000 жителей Мексики приняли участие в массовом исполнении танца «живых мертвецов» из знаменитого клипа Майкла Джексона на песню «Триллер», после чего эта акция также была занесена в книгу рекордов Гиннесса.
Приближаясь к самому главному... в Мексике, конечно же, есть ночная жизнь. Здесь играют техно и хаус, как и во всем мире - встречаются и хипстеры. Здесь ежемесячно случаются концерты крупных электронных музыкантов, а молодежь умеет хорошо отдыхать.
Наша беседа с создателем мексиканского фестиваля музыки и технологии Mutek - Дамианом Ромеро вышла далеко за рамки самого фестиваля. Дамиан, будучи дружелюбным и веселым человеком, поделился своими секретами, а так же рассказал о загадочной ночной жизни в Мехико-сити...
44100Hz: Привет, Дамиан! Ты, диджей со стажем, а также генеральный директор компании Imeca music, как никто другой знаешь о ночной жизни в Мехико. Какие твои любимые clubs?
Д.Р.: Привет! У меня, к сожалению, нет любимых клубов в Мехико.
44100Hz: Тогда давай назовем лучшие из того, что есть...
44100Hz: Да, соглашусь с тобой. На мой взгляд, единственный интересный в плане музыки клуб.
Д.Р.: Возможно, еще клуб Pasagüero, но только благодаря своей долгой истории. Это очень старая концертная площадка в Мехико с эклектичной музыкой и большим пространством. Потом все эти техно-clubs, которые я не очень люблю, но они есть. Это Rioma, A.M., который также является after hours и новый маленький клуб Leonor. (Заметим, что в Мексике в 2009 году ввели новый закон о том, что все ночные заведения должны закрываться до 3 ночи. Так что полноценный after hours найти практически невозможно, за исключением нелегальных мест). Сюда же относится Imperial club - рок-площадка, где часто случаются диджей сеты и концерты электронных музыкантов.
44100Hz: Мне знакомы эти места. Но признаться честно, пробыв в Мексике год, я так и не нашла места, где мне хотелось бы проводить свой weekend. Всегда есть какой-то весомый недостаток, будь то people, музыка, дизайн...
Д.Р.: Я согласен с тобой. Если говорить на чистоту, «крутые парни» не ходят в эти clubs. Я говорю об артистах, художниках, музыкантах, писателях. Возможно, иногда они заглядывают на хороший концерт в Pasaje America, но не более того. Причина проста: мне, например, неприятно, когда я прихожу в тот же A.M. или Rioma и наталкиваюсь на толстых потных дилеров и проституток.
44100Hz: Согласна, приятного мало... Расскажи нам свой стандартный маршрут пятницы или субботы. Ты выходишь из офиса, дальше...?
Д.Р.: Мой стандартный маршрут... Думаю, это очень просто. Со ссылкой на то, что мне 34 года. Мы идем ужинать в один из ресторанов в колонии Roma или Condesa (Мехико разделено на колонии, своего рода большие районы). Я очень люблю маленький ресторанчик в нью-йоркском стиле El Malayo. Если просто выпить, мы ходим в разного рода «Cantinas» (мексиканские бары, где обычно пьют пиво и текилу с легкими закусками). Одна из самых известных - cantina La Covadonga. Либо, если вы хотите попробовать мескаль (мексиканский самогон из сока агавы), идите в La Botica Mezcalería. Если хочется чего-нибудь гламурного, можно выпить и поужинать в отеле Condesa D. F.. Там очень приятно... изящно, я бы сказал.
Все эти места находятся в непосредственной близости друг от друга. Районы Condesa и Roma популярны именно благодаря своим ресторанам, барам и клубам.
После ужина, если я не играю в каком-либо клубе, мы собираемся дома у друзей и продолжаем вечеринку в спокойной обстановке. Конечно, иногда наше спокойствие перетекает в пьянку и мы оказываемся в ночном клубе... Но все прилично и расслабленно (смеется).
44100Hz: Насколько я знаю, помимо диджейства ты заведуешь фестивалем электронной музыки Мутек-Мексика, который появился в 2003-ем, спустя три года после создания монреальского аналога. Расскажи, что тебя вдохновило на эту идею?
Д.Р.: Помню, еще в 2002 году, ко мне в гости приехал диджей Mike Shannon. Оттуда он пригласил меня в Квебек на музыкальный фестиваль Мутек, где я впервые встретил организаторов и попал в самую гущу событий. Я был шокирован свежим и новаторским подходом к проведению ивента. Я уехал с первого в моей жизни Мутека полный вдохновения и амбициозных идей.
В этот момент в Гвадалахаре проходила международная книжная ярмарка, в рамках который мы и решили провести первое мероприятие. Сначала на основе обмена канадскими и мексиканскими музыкантами мы организовали вечеринки и конференции. Из Гвадалахары мы двинулись в Мехико-сити, а потом и в Тихуану. Результат был потрясающим - и мы приступили к подготовке полноценного фестиваля.
2003 и 2004 были временем тяжелой работы, создания проекта, имиджа и основной концепции Мутек-Мехико. Во время подготовки по стране шли разовые концерты и диджей-сеты. А в 2005 мы уже выстрелили с полноценным четырехдневным фестивалем, который надолго потряс столицу Мексики. Тогда в хедлайнеры вышли: Isolee, Krikor, Lucien n’ Luciano, Matthew Dear, Monolake, Pier Bucci, Robert Henke и другие.
44100Hz: Кроме Мексики Мутек проходит по всей Латинской Америке: Аргентина, Чили, Бразилия, Колумбия... Ты знаком с этой частью канадского фестиваля?
Д.Р.: Начнем с того, что в этих странах Мутек проходит как одноразовые вечеринки, а не как полноценный фестиваль. Фестиваль Мутек с большой буквы есть только в Квебеке и Мексике.
Вообще история такова: директор канадского Мутек, Alain Mongeau вначале хотел сделать Мутек-Монреаль, Мутек-Берлин и Мутек-Чили. С Чили его связывает детство и много друзей, он даже говорит по-испански, как чилиец. Я помню эту шумиху, с проведением чилийского Мутека... Но, как показало время, что-то не срослось, вещи не работали так, как планировалось, и единственным достойным приемником стала Мексика.
44100Hz: Скажи, насколько мексиканский фестиваль отличается от канадского?
Д.Р.: На 100 процентов. Мутек-Канада строит концертную программу 50 на 50 - половина топовых диджеев и половина никому не знакомых музыкантов. Это интересно, я разделяю этот подход, но все же стараюсь всегда различить наши программы. Для Мутека Мехико, как и для меня, важными является эклектика и эксперименты. Мы много придумываем и в этом плане не зависим от Монреаля, но несомненно мы всегда взаимодействуем и обмениваемся опытом.
Наверное, не стоит упускать то отличие, что Монреаль находится в Канаде, а Мехико в Мексике. Это разные миры. Монреаль - город с населением в 2 миллиона, Мехико - один из самых больших мегаполисов в мире с населением в 19 миллионов. В провинциальной атмосфере такие события работают лучше, people живут фестивалем, они берут велосипеды и под солнцем едут от одной площадки к другой, они встречают музыкантов на улицах, они танцуют в кафе, музыка повсюду.
Что же происходит в Мехико? Во-первых, это хаос, миллионы машин, улиц, домов, потоки людей... Во-вторых, построить здесь внятные фестивальные площадки почти нереально, пространство настолько велико, что перемещаться от одного клуба к другому стоит больших усилий. С другой стороны, энергетика фестиваля в большом городе совсем другая, на хороший ивент могут съехаться тысячи поклонников. Я бы сказал, Мутек в Мехико - это, прежде всего, экстрим...
44100Hz: Недавно я обсуждала Мутек со своим другом, диджеем из Швейцарии. Он играл на канадском фестивале в течение трех лет. По его словам, в Монреале происходит нечто особенное: помимо концертов, диджей-сетов, лекций, театральных представлений в воздухе витает очень теплая и дружелюбная атмосфера. Все artists после сетов отправляются на барбекю, в кино или в загородные прогулки. Почти все приехавшие проводят в Монреале больше недели (хотя само событие длится пять дней). Что же происходит в Мехико? Как трансформируется фестивальная атмосфера в огромном мегаполисе?
Д.Р.: Разница огромная. В Мехико мы сталкиваемся с проблемой планирования времени. Люди живут в бешеном ритме, для них выбраться на фестиваль, расслабиться и сконцентрироваться на отдыхе практически невозможно. После шестичасового мероприятия сложно найти «живого» человека, все уходят в аут очень быстро и продолжать на следующий день нет сил и смысла (из-за работы, дел, усталости, расстояния).
Нам нужна атмосфера маленького города, нам нужен свежий воздух, природа, нам нужно место, где можно передохнуть после танцев и с новыми силами отправиться на познавательные лекции.
44100Hz: Кем из привезенных артистов ты гордишься больше всего?
Д.Р.: Думаю Ryoji Ikeda. Концерт Robert Henke был тоже потрясающий. Все, конечно, сходили с ума от сетов Luciano и Richie Hawtin. В 2008 приезжали artists из Raster-noton. Один из моих любимых - концерт Isolee, и, конечно, Warp Records showcase.
44100Hz: Никогда не приглашали к себе Underworld?
Д.Р.: Underworld - это мейнстрим, и таким группам нечего делать на фестивале Мутек-Мексика.
44100Hz: То есть вы никогда не приглашаете популярных диджеев и музыкантов? Например, Сонар из ряда экспериментальных выступлений всегда выделяет главный концерт.
Д.Р.: Сонар сегодня - это мощное, необъятное коммерческое событие. Я сторонник более закрытых, более интимных мероприятий. Я бы не стал делать ивент более чем на 2 000 человек, и для меня это очень важно. Мне, например, совершенно не нравится ощущение, когда ты находишься в многотысячной толпе обдолбанных людей, как это происходит на Сонаре. Для меня основополагающим являются общение с людьми и уникальность происходящего.
44100Hz: В 2009 году Мутек-Мехико разделили на серию отдельных вечеринок, многие из которых пройдут в штате Гуанахуато. Интересно, почему из 7 событий только 2 пройдут в столице? Хотя вопрос немного риторичен, так как ты уже говорил об идеальной атмосфере маленьких городов...
Д.Р.: Здесь все намного глубже. В этом году я хочу сосредоточить все силы на подготовке фестиваля 2010 (знаменательная дата в Мексике - 200 лет независимости страны и 100-летний юбилей мексиканской революции), и в связи с этим мы решили ограничиться отдельными концертами, которые вместе составят полноценную фестивальную программу. Среди приглашенных в этом году: Circlesquare, Akufen, Murcof vs Geodezik, Modeselektor vs Pfadfinderei и другие.
К тому же, думаю, ты слышала про масштабный фестиваль искусств в Мексике - Сервантино, который как раз проходит в городе Гуанахуато. Сервантино каждый год приглашает к участию разные города, и в 2009 это будет Квебек. В связи с тем, что Квебек очень гордится своим Мутеком, а мы являемся официальными представителями в Мексике, Сервантино пригласил нас к участию.
44100Hz: Кого из мексиканских электронщиков можешь выделить? Например, в России у любителей умной электроники пользуется популярностью Murcof.
Д.Р.: Murcof у нас не популярен. Он электронный музыкант под влиянием классики. Вряд ли он сможет собрать полный клуб поклонников в Мексике. Единственная группа, которая давно вышла на международный уровень, - это Nortec Collective (кстати Муркоф какое-то время входил в состав Nortec Collective. Все участники родом из Тихуаны).
Кроме этих ребят people вряд ли пойдут слушать кого-то из своих соотечественников. Для этого у нас есть даже слово - «malinchista», что обозначает мексиканцев, отдающих предпочтение иностранцам.
44100Hz: Думаю, «малинчисты» встречаются в каждой стране. Увидимся на вечеринке Mutek!
Все тексты и изображения являются собственностью проекта, если иное не указано в материалах.
Любое полное или частичное использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации проекта.