Лондонский диджей Дэмиан Лазарус – кукловод, серый кардинал и всемогущий визирь при сменяющих друг друга шахиншахах. Накручивая миксы, он подгоняет развитие музыки на этой планете.
В 2001 г. бывший музыкальный редактор культового журнала Dazed&Confused, считавший главными событиями своей журналисткой карьеры интервью у Матье Кассовица и Гизмо из Muppet Show, оказался на новоиспеченном лейбле City Rockers. Лазарус и раньше пробавлялся менеджерской работой в лондонских рекорд-конторах, но на City Rockers вся политика лейбла сосредоточилась в его руках. Благодаря Дэмиану, здесь вышла пластинка подзабытого чикагского продюсера второго эшелона Феликса Сталлингса "Kittenz & Thee Glitz". А спустя год там же был издан винил никому не известного канадского молодчика Тиги и финна Йори Хулкконнена (Zyntherius) "Sunglasses By Night". Собственно, эти две работы вместе с переизданным в Америке "First Album" Мисс Киттин навели водораздел в музыкальном времени. Как считает историографы, что XX век начался не с календарного 1900 года, а с убийства Франца Фердинанда и Мировой войны, так и в музыке новый век наступил в 2002 г., когда вышла двойная виниловая компиляция "City Rockers Present Futurism" - промежуточный итог директорства Дэмиана Лазаруса. Все, что было до нее – детройтское техно, смурной диско-хаус, шотландский дип-хаус, бельгийский хардкор и группа "Иванушки" - навсегда осталось в прошлом.
Звонок застал Дэмиана в его обеденный перерыв.
Что ты сейчас ел?
А-ха. Я был в одном турецком ресторанчике. Заказал себе цыпленка с курицей. Было довольно вкусно. Ты сейчас где-то рядом с офисом "Crosstown Rebels"?
Да, твой звонок как раз застал меня на обратном пути в контору. Мы сейчас напряженно работаем – на подходе уйма релизов, а я всегда стараюсь быть в курсе того, что происходит на моем лейбле. Уделяю максимальное внимание всем деталям. Окей. Давай начнем с самого начала. Расскажи мне, кто твоя семья, как ты начал заниматься музыкой, где учился, что на тебя повлияло?
Ха. Это немного напоминает собеседование на приеме на работу. Ну, это обычные вопросы.
Обычные? Ладно. Я родился в не очень музыкальной семье, но, слава Богу, мои родители меня поддержали, когда я заявил, что собираюсь делать карьеру в музыке. Правда началась она с журналистики – мне хорошо удавались тексты и у меня был такой исследовательский запал, который помогал мне правильно выстроить articles. Потом я познакомился с человеком, работавшим в London Records, предложившим мне пост консультанта A&R-директора. Вместе с ним мы вышли из London и основали City Rockers. Под новый лейбл мы завели вечеринку Bodyrockers, где я впервые попробовал себя в качестве диджея. Я играл там на разогреве у Soulwax, FC Kahuna и Эрола Алкана. Как-то один мой приятель похвалил меня, сказав, что я отлично играю и почему бы мне не играть в режиме full-time. В тоже время я подписал и выпустил кучу отличных музыкантов на City Rockers. Но после двадцать третьего сингла из-за нескольких неправильных бизнес-решений, принятых от моего имени третьими людьми, мне пришлось покинуть City Rockers и основать собственную фирмы Crosstown Rebels. А в каком состоянии сейчас City Rockers?
Они еще существуют, но теперь они почти полностью переориентировались на рок-группы. Ну, вот у них есть более или менее приметная группа The Sunshine Underground, буквально пару недель назад у них вышла пластинка. То есть City Rockers все еще крутой лейбл?
Нет, потому что я там больше не работаю. Дэмиан, твоя фамилия Лазарус – она греческая?
Не, я не грек, я еврей, но это совсем не еврейская фамилия. Мои предки происходят из Голландии, есть еще кое-какие родственники в Австрии, но Лазарусы вот уже три... на самом деле, уже четыре поколения живут в Лондоне. Расскажи про свою журналисткою карьеру.
Я начинал работать в журнале Touch – такое городское околохипхоповое издание. Еще я писал в журнал, посвященный джазу, фанку, джанглу и драм-н-бассу. Потом я стал младшим редактором в Dazed&Confused, где я проработал с 93 по 96 гг. Для D&C я брал интервью у Чака Ди из Public Enemy, у певицы Индии, сотрудничавшей с Masters At Work, у Матье Кассовица. И еще я отвечал за все музыкальные материалы в журнале. Ты журналист-самоучка?
Нет, у меня образование газетного обозревателя, но в газетах я никогда не работал. Поэтому можно сказать, что премудростям глянцевого письма я обучил себя самостоятельно. Сейчас ты никуда не пишешь?
Только в свой блог на www.damianlazarus.com. Как складывались твои музыкальные вкусы? С рокеров-волосатиков?
Моей первой настоящей любовью в музыке был хип-хоп и электро в 80-е. Надо сказать, что я всегда любил поп-музыку и сейчас от нее не отказываюсь. А серьезные меломанские штуки начались с увлечение британским соулом, фанком и тем, что принято называть rare grooves. От них я ушел в экспериментальное искусство – в психоделический рок конца 60-х, в какие-то совсем непотребные кислотные джазовые вещи. Оттуда ринулся в джангл и хардкор – как раз наступили 90-е. Дальше пошли хаус и техно, но периодически накатывали назад мои увлечения роком и инди-музыкой. Так что у меня, как видите, достаточно обширные вкусы. И сейчас мне нравится многое – от нео-фолка до абстрактного хип-хопа, White Stripes и Magic Numbers. Если говорить о моих диджейских ориентирах, то я ставлю экспериментальное андерграундное техно и хаус такого же свойства. Тебе не кажется, что диджей-профессионал и диджей-меломан – это два совершенно разных музыкальных жанра?
Да. То, что я в свое время был вовлечен в такие неблизкие стили, как эйсид-рок и хардкор, позволяет мне экспериментировать в сетах, комбинируя вместе совершенно не связанные треки. Я очень ценю музыкантов, способных продержаться в одном стиле (техно, например) в течение трех часов, но мне всегда интереснее выходить за пределы одного выбранного жанра. То есть я тоже иногда играю техно-сеты, при этом увожу слушателей за его границы. Ты издал альбом Felix Da Housecat "Kittenz & Thee Glitz", а также винил Тиги "Sunglasses By Night". Скажи мне, ты чувствуешь, что запустил в музыкальное море этот электро-камушек? Ощущаешь ли ты, что от него до сих пор идут круги по воде?
Нет (хихикает). Моя заслуга в том, что я раскопал отличных исполнителей, а медиа сделала из этого тренд. Ну, ты ведь не будешь спорить, что электро оказалось очень media-friendly феноменом?
Да, но в тот момент мы все нуждались в подобной бомбе. Тогда электроника дошла до предела. Казалось, после IDM ничего сложнее и хитровыебаннее было нельзя придумать. И определенная поддельность, фейковость электро – безусловно, оказалось тем, что было нужно. Именно это заинтересовало медиа. Наступила эпоха клубного постмодернизма, в танцевальную музыку проникла ирония. Единственное о чем я жалею, что мы не запатентовали это новое направление. Зато это сделали Gigolo...
Да, но они почти полностью рассчитывали на внутренний рынок – на Германию. А City Rockers были больше заинтересованы в международной дистрибуции. Ты сам говоришь о том, что играешь андеграундную музыку, и многие справедливо считают тебя наиважнейшим андеграунд-диджеем. Какой смысл ты вкладываешь в понятие "андеграунд"? Актуален ли еще этот термин?
Ты должен отлиchatься от других. Не следовать моде. И не смотреть на тех авторов, которые застряли на идее новаторства. Не рассчитывать на буйную реакцию толпы. Я осознаю, что мои сеты неровны, что невозможно удерживать публику в одном и том же состоянии на протяжении всего вечера. Я считаю, что нельзя идти на поводу у аудитории, нельзя всегда давать ей то, что она ожидает. У меня есть твердое убеждение, что на сеты Дэмиана Лазаруса должны ходить только те people, которые что-то про меня знают и примерно понимают, какую музыку я ставлю. Нужно обладать определенной смелостью, чтобы так относится к публике. Ты помнишь, что спела Мисс Киттин? "I don’t want to be underfround..." Как ты считаешь, можно ли оставаться в андеграунде, отрицая его ценности – смелость, отличие, честность?
Ты прав в том, что есть расхождение: многие персонажи, настаивавшие на своей андеграундности, избранности превратились в самых коммерчески успешных диджеев. Но, знаешь, мне кажется, они заслужили этого, довольно долго оставаясь на обочине, в тени тех, кто на самом деле не заслуживает славы и богатства. Они просыпались с чувством любви к музыке, с желанием творить, в отличие от тех, кто с утра встречался со своими менеджерами и обсуждал спонсорские пакеты на грядущие туры. То есть ты считаешь, что можно оставаться в андерграунде и быть богатым?
Да. Главное, не стремится к богатству и славе. Можешь назвать самых андерграундных людей Лондона?
Братья Чепмены. Потом парень, который снял "24/7" - Шейн Медоус. Ричард Джеймс – Aphex Twin. А Эрол Алкан и ребята с NagNagNag...
Не-а, они не в андерграунде. Марк Алмонд.
Ну, он был, но ничего интересного от него я не слышал за последние 20 лет. Ты знаешь, что он большую часть времени проводит в московских гей-клубах и даже записал альбом дуэтов с русскими артистами?
О! Правда?! Можешь ли дать свое предсказание на счет следующего большого стиля? Что насчет Линдрома и диско-норска?
Мне нравится их саунд. Такой душевный и мелодичный. Эмоционально он мне очень близок, но вряд ли норвежское диско превратиться в определяющий тренд. Я думаю, что тот стиль, который продвигает City Rockers, будет расти ровно и уверенно. Довольно хорошие показатели роста популярности у нашего британского стиля даб-степ – это такая форма грайма, очень басовитая. Послушайте парня по имени Skream. Но я абсолютно уверен в потенциале музыки моего лейбла. 2Many DJs определяют свой стиль как "fucked up contemporary music". Готов ли ты подписаться под такой формулировкой?
Нет. Я занимаюсь другими вещами. Они идут в сторону рока, индии-музыки, занимаются бастард-попом. Это тоже неплохо, но больше годиться для свадебных вечеринок. Ну или для выпускного... Сколько раз ты был в России?
Только однажды. В прошлом году. "Пропаганда" отличный клуб с вкусной едой, и меня поразило, как быстро они свернули столики и из ресторана превратились в дискотеку. Всего за 5 минут. Погасили лампы, пустили дым, убрали столы, и хоп – клуб. Я вот не очень уверен насчет того клуба, где мне предстоит играть. Каков он?
Это "Мио". Тоже довольно приятное место. Можно сказать, что тебе повезло с площадками. Расскажи, пожалуйста, о компакт-диске "The Other Side Of London", который ты сделал для журнала TimeOut London?
Ну, это действительно другая сторона – и меня, и Лондона. Что-то типа laidback-компиляции. Состоит из красивых медленных треков. Вышла только что в Англии, и, наверное, в ближайшем времени появится международный релиз. Мы сейчас делаем новый сборник вместе с Метью Стайлзом – моим лейбл-менеджером. Вот это будет работа-манифест – андеграунд чистой воды.
Все тексты и изображения являются собственностью проекта, если иное не указано в материалах.
Любое полное или частичное использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации проекта.