Василий Шумов - идеолог и бессменный лидер группы "Центр", которая первая в Советском Союзе начала исполнять музыку new wave и благодаря смелым экспериментам с электроникой заработала впоследствии почетное звание "русского Kraftwerk’а времен социализма". Накануне выступления в рамках международного фестиваля современной музыки и медиаискусства MIGZ Василий ответил на вопросы 44100Hz...
44100Hz: Вы занимаетесь поэзией. Где можно с ней ознакомиться? Процитируете что-нибудь из нового? Василий Шумов: С моей поэзией можно ознакомиться на cd "Центра". Отдельно стихов без музыки я не делаю. Все тексты идут в музыкальные композиции. Вот фрагмент из последних набросков. Текст называется "До Востребования".
Востребовались совки
Предвкушение тоски
Востребованный Совок
Вороват и жесток
Востребованный Совок
Рычит на Запад и на Восток
Востребованные совки
Рвут друг дружку на куски...
44100Hz: Вы были знакомы и поддерживаете отношения со многими легендарными личностями 80-х. Кого можете отметить из современных героев - в искусстве, литературе, кино? В.Ш.: По моим наблюдениям, в современном мире концепция "героя" мутировалась. Герои теперь создаются мануфактурным (manufactured) способом в офисах продюсеров, пиарщиков, а затем раскручиваются по ТВ и другим СМИ. Всевозможные победители конкурсов типа "American Idol" или "кто съест больше сосисок за минуту". Так же "герои", которые сами себя профинансировали, типа Пэрис Хилтон, отпрыска владельца империи отелей Hilton. Подобные феномены мануфактурных "героев" и "звезд" есть теперь практически в каждой стране и со своим колоритом. Искусство, литература, кино - так же мутировали и заняты поиском дееспособных финансовых "вливателей" со всеми вытекающими конформизмом, сиюминутностью и конъюнктурой. Чтобы теперь иметь свой голос, надо приложить немалые усилия, волю, терпение и пройти через мытарства, ради того чтобы тебя хотя бы услышали. Авторы, которые сегодня имеют свой голос и способны его донести до широкого слушателя, на мой взгляд, и есть настоящие герои, которые достойны всяческих похвал.
44100Hz: Что вы тогда думаете насчет современных электронных музыкантов? В.Ш.: Я считаю, современная электронная музыка имеет проблему идентичности. Возможно, это из–за того, что лаптопы и софт типа Фрути Лупс стали всем доступны и появилось огромное множество электронных проектов. Сами электронные проекты имеют нередко несколько названий, состав у них постоянно меняется и существуют они всего один–два концерта. Поэтому получается массивный поток довольно одинаковой электроники, выделить из которого кого–либо очень сложно. Поэтому у меня остаются героями пионеры поп–электроники 70-х типа Kraftwerk, затем в 80-х: Human League, New Order, Depeche Mode, в 90-e: Daft Punk, Squarepusher, Faithless, Robert Miles, Underworld. Сейчас в 2009 многие из этих составов успешно существуют, но из–за огромного количества новых безымянных электронщиков с лаптопами в наше время стало намного труднее кого–либо выделить. У меня в айподе, нампример, есть несколько МР3 треков электроники, которые мне нравятся. Но я без понятия, кто это исполняет, когда, где и кем это записано. То есть невозможно или очень трудно идентифицировать исполнителей.
44100Hz: Существует ли сейчас музыкальное подполье в России? В.Ш.: Подполья, как это было в СССР в 1980-х, – конечно, нет. Есть немало интересных проектов, которые не представлены на ТВ и FM Radio. У них пока нет возможности выхода на большую аудиторию из–за их неформатности и непопсовости. А какой музыкальной продукцией забиты ТВ и радио – вы и сами прекрасно знаете. Это не только в России. Например, в Лос- Анджелесе, начиная с 90-х годов как не было - так и нет ни одной крупной FM радиостанции, которая бы специализировалась на электронной музыке.
44100Hz: Какие у вас, кстати, отношения с Америкой? Почему вы провели там столько лет? В.Ш.: Ничего плохого об Америке я сказать не могу. Удивляюсь в нашем обществе насаждению антиамериканских настроений, очередной попытке создания из Америки образа врага. Америка – это родина рок–н–ролла, интернета, персональных компьютеров, аудио–видео софта. Я в Америке записал много альбомов, изучал новую медию, медиа–арт, закончил арт-институт. Многие технологии, которыми я пользуюсь в своем творчестве, создаются именно в США.
44100Hz: Какое направление в искусстве вам импонирует больше всего? Что вас в нем привлекает? В.Ш.: Все, что называется медиа–арт, техно–арт, видео–арт, компьютерное искусство. Виды искусства, в которых используются новые аудио–видео и компьютерные технологии. Эти направления открывают новые возможности и реально новые стили и концепции в искусстве. Это и есть, как мне кажется, современное актуальное искусство.
44100Hz: В чем для вас отличие MIGZ'а от других отечественных фестивалей? В.Ш.: MIGZ - один из немногих мне известных фестивалей с четкой новомедийной стилистикой. Помимо концертных выступлений, на MIGZ'е проходят лекции, семинары и мастер–классы.
44100Hz: Какое, на ваш взгляд, самое важное научно-техническое изобретение последних лет? В.Ш.: Скорее, не изобретение как таковое, а то, что различные новые технологии сетевых коммуникаций стали доступны миллионам пользователей интернета. Аудио, видео, chatы, обмен файлами, скайп и другие средства коммуникаций намного сблизили людей в плане общения, доступа и обмена информацией на персональном уровне. Это замеchatельно.
Все тексты и изображения являются собственностью проекта, если иное не указано в материалах.
Любое полное или частичное использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации проекта.