Мы ждали этого десять лет - именно столько времени выходцы из Бристоля Beth Gibbons, Geoff Barrow (вырос в городке Portishead неподалеку от Бристоля - отсюда и название группы) и Adrian Utley, более известные миру под именем Portishead, хранили творческое молчание: ни полноценных концертов, ни релизов. И это после того, как группа прогремела на весь мир своими первыми двумя альбомами Dummy и Portishead, создав определение жанра trip-hop наряду с коллегами по цеху Massive Attack и Tricky. Для кого-то и по сей день слова "Portishead" и "trip-hop" являются чем-то вроде синонимов.
Многие из нас уже смирились с мыслью о том, что релизов от Portishead свет больше не увидит, тем более что Beth Gibbons, как и другие участники группы, пыталась заниматься сольной карьерой, и даже выпустила один альбом - Out of Season, но, увы, он не получил хвалебных отзывов слушателей.
В мире музыки есть много примеров групп-искорок, которые ярко и стремительно загораются на небосклоне шоу-бизнеса, и тут же моментально сгорают, оставляя след лишь в памяти слушателей, зато след приятный и на многие годы. Таким образом, музыкант не успевает надоесть своей аудитории, а каждая его песня начинает цениться как золотой слиток. В мире изобразительного искусства можно наблюдать похожее явление - художники получают своё большое признание лишь после смерти, когда ценителям становится очевидно, что больше кисти автора не суждено коснуться холста. И тут естественным образом возникает вопрос - а стоило ли Beth Gibbons и ее коллегам возвращаться на сцену? А не лишний ли "третий"?
Итак, в октябре 2007 года Portishead объявили о намеченном на апрель 2008 года выпуске нового альбома с очень "оригинальным" названием Third ("Третий"). В начале 2008 года группа объявила также об организации тура по Европе в поддержку релиза. И, несмотря на то, что билеты на все 17 концертов в основных городах Старого Света были раскуплены за полтора-два месяца, нам всё же удалось посетить одно из выступлений группы, а именно концерт 6 апреля в немецком Кёльне.
Немного о площадке. Концерт был организован в Palladium, помещении на две-три тысячи человек, где обычно выступают популярные рок-коллективы. Организация входа на концерт была для посетителей весьма комфортна - практически без очередей. Внутри можно было распробовать популярное местное пиво Koelsch в розлив, а также перекусить отличнейшими немецкими хот-догами (здесь, в отличие от России, это не crappy food). Несмотря на то, что площадка была полна посетителей, по залу можно было легко передвигаться и подходить к бару.
Непонятно, кому пришла в голову опрометчивая идея включить в часть тура Portishead ливерпульскую команду Kling Klang в качестве поддержки-разогрева. Это было не просто разочарованием вечера: в течение часа выступления этой группы в концертном зале было тяжело находиться - примитивная со всех точек зрения музыка резала слух. Отсутствие оригинальных аранжировок, использование музыкальных инструментов на уровне студентов-любителей, скучающий вид самих музыкантов, плохой голос вокалиста - и как они тут оказались?
Концерт самих Portishead длился чуть более часа, и группа сыграла все свои старые хиты плюс все песни с нового, третьего альбома. Как и следовало ожидать, технически всё было на высшем уровне - Gibbons по-прежнему великолепно поёт, а её коллеги не забыли еще нотную грамоту. Выступление сопровождалось видео-рядом, который представлял собой прямой эфир происходящего на сцене с наложением эффектов, плюс нечастые вставки заранее приготовленных кадров.
Все мы прекрасно знаем старые песни группы, поэтому о них можно особо не писать. Заметим лишь, что исполнялись старые хиты близко к своим альбомным версиям, за исключением супер-хита Wandering Star, который группа исполнила в прекрасной минималистичной вариации - от скальпеля укрылись лишь бас и прекрасный голос Beth Gibbons. Публика, конечно же, ликовала и аплодировала после каждой исполненной песни. При мне двух молодых девушек вынесли из зала на руках, потому что они потеряли сознание от переизбытка чувств - вот такие отчаянные фанаты у группы. В конце был выход на бис, но чересчур прямолинейный - группа исполнила сразу три песни, не вынуждая поклонников умолять о продолжении банкета после каждой.
Так что же насчёт новых песен, песен из нового альбома? Многие уже послушали их благодаря быстрой работе Интернет-пиратов. Можно легко предположить, что поклонники группы разочаруются (или уже разочаровались) новым альбомом, потому что на нем нет привычных нам Portishead. В то же время у музыкантов появятся новые фанаты из числа слушателей рок-музыки. Группа совершила семимильный шаг в сторону психоделического рока - в Third почти нет электронных семплов, нет больше scratches; песни теперь более эмоциональные и резкие, с нотками депрессии и безнадежности. По стилистике новое звучание напоминает наш отечественный коллектив "Рада и Терновник". Заметим, что если конкурировать на сцене trip-hop группе было фактически не с кем, то в мире рока им придется серьезно попотеть - здесь уже достаточно хороших и очень популярных коллективов.
Первые альбомы Portishead "качали", имели размеренный, но энергичный vibe, песни же из Third - это скорее обрывистые крики глубоко засевшей в душу досады. Мы чувствуем боль и разочарование в сердце певицы, а не спокойную меланхолию, как раньше. Стоит особенно отметить лишь одну новую композицию - Machine Gun, которую уже можно купить как в mp3, так и на виниле. Интересная минималистичная аранжировка - чёткие раскаты электронных барабанов в тандеме с любимым нами голосом. Впрочем, послушайте и посмотрите сами (живое выступление всего 10 дней назад на ТВ):
6 мая 2008
Рейтинг: Ваша оценка
Пожалуйста, авторизуйтесь
[введите ваш логин и пароль]
для участия в голосовании!
Легенда
лучше быть не может
потрясающе
хорошо
нейтрально
плохо
не оценивалась
Ваш комментарий
Пожалуйста, авторизуйтесь [введите ваш логин и пароль] для создания комментария!
Все тексты и изображения являются собственностью проекта, если иное не указано в материалах.
Любое полное или частичное использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации проекта.